В конце 1980-х Запорожский автозавод наконец-то приступил к выпуску своей первой переднеприводной легковушки – ЗАЗ-1102 «Таврия». Машина известная, каждый её, наверное, видел, а может у кого-то это был первый автомобиль.

Редкий универсал на базе Таврии. ЗАЗ-1105 Дана

О том, что трёхдверный хэтчбек не сможет удовлетворить спрос всех покупателей, на заводе прекрасно понимали, особенно, видя, какую популярность набирает появившаяся в 1987 году вазовская «девятка». По разным данным, к разработке пятидверного кузова для «Таврии» приступили то ли в 1988 году, то ли в 89-м, причем решили не копировать вазовское решение - просто удлинить хэтчбек, а разрабатывали универсал, которому присвоили индекс ЗАЗ-1105 и красивое имя «Дана».

Редкий универсал на базе Таврии. ЗАЗ-1105 Дана

Боковые панели кузова заходят на крышу. Кажется, впервые в отечественном автопроме такое современное, западное решение, применили именно на «Дане».

Впрочем, поначалу рассматривался и "девяточный" вариант кузова хэтчбек, но развития эта идея не получила.

Редкий универсал на базе Таврии. ЗАЗ-1105 Дана

В 1991 году кузов исследуют в аэродинамической трубе в МГУ. При неизменной передней части, пятидверный универсал дал лучший аэродинамический показатель. Cx составил 0,37, в отличие от 0.39 у обычной «Таврии».

Редкий универсал на базе Таврии. ЗАЗ-1105 Дана

Примечательно, что колёсная база «Даны» не отличалась от таврической, универсал получился длиннее из-за заднего свеса, к которому добавили 12 см. Визуально машина стала смотреться более гармонично, чем трёхдверный вариант.

Производство планировали начать в 1992 году, насколько мне известно, но распад Союза внёс свои коррективы и на заводе настали очень грустные времена. Серьёзные проблемы с комплектующими подкосили производство и обычных «Таврий», пятидверку и вовсе отложили в долгий ящик. Начали её выпускать лишь в 1994-м, когда репутация всей продукции Авто-ЗАЗ была основательно испорчена.

Редкий универсал на базе Таврии. ЗАЗ-1105 Дана

К моменту своего появления на свет «Дана» была уже морально устаревшей машиной, в республики бывшего Союза хлынул поток подержанных европейских машин, и поделки отечественного автопрома уже мало кого интересовали, но даже те, кто хотел купить новый украинский универсал, быстро разочаровывались в своем решении. «Дана» стоила дороже обычной «Таврии», но на качестве это, увы, не сказывалось.

С 1993 по 1997 год на заводе слово качество звучало как насмешка, кузова штамповали из самого дешевого, перегретого листа, на покраске экономили настолько, что порой красили без грунта, в итоге, кузов мог прогнить до сквозных дыр за 3 года.

Редкий универсал на базе Таврии. ЗАЗ-1105 Дана

Больным местом «Даны», доставшимся в наследство «Славуте», была задняя часть порогов в районе колёсной арки, из-за отсутствия вентиляции внутри и постоянной сырости в скрытой полости, в этом месте кузов гнил первым делом.

Качество моторов было под стать кузову. Изначально на машину планировали ставить 1.25 литровый мотор МеМЗ 310 мощностью 60 л.с., но его не успели подготовить к выпуску машины. Стандартным же моторам МеМЗ-245, объемом 1.1 литр, мощностью 50 л.с. в то время капиталка иногда требовалась уже через 40 тыс. пробега.

Редкий универсал на базе Таврии. ЗАЗ-1105 Дана

Более мощный, объемом 1.2 литра, мощностью 58 л.с. выхаживал чуть больше, такой низкий ресурс был связан с отвратительным качеством запчастей.

Что бы исправить ситуацию, на часть машин, прежде всего предназначенных на экспорт, стали устанавливать двигатель от «восьмерки», объемом 1.3 литра, мощностью 64 л.с. И вот с этим мотором машина ехала прекрасно, но выявилась другая беда – он был тяжелее, и стали рваться «стаканы» передних стоек. Кстати, у этой модели был индекс: ЗАЗ-1125. Была даже версия с правым рулем.

В итоге «Дана», несмотря на свои конструктивные достоинства, осталась без клиента. Если «Таврию» еще хоть как-то покупали, то на ЗАЗ-1105 спрос упал полностью, и в 1997 производство её было приостановлено. Как оказалось - навсегда.

Редкий универсал на базе Таврии. ЗАЗ-1105 Дана

А ведь появись эта машина на 10 лет раньше, в 1987 году, например, я уверен, она бы произвела фурор на советском авторынке. Экономичный переднеприводный пятидверный универсал занял бы просто пустовавшую нишу. Да и за качеством тогда еще хоть как-то следили. Но увы, неплохой для своего времени машинке просто не повезло…

Редкий универсал на базе Таврии. ЗАЗ-1105 Дана

Немногие из них уцелели до наших дней, но на Украине еще иногда встречаются на вторичном рынке. Кстати, я сам однажды хотел купить «Дану», у коллеги, но он не стал продавать. Машина им была перебрана до винтика, устранены все недочёты, и служила ему верой и правдой.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru и в Телеграм

ПОДЕЛИСЬ!