Хорошо помню эти желтые трактора с самого детства, жили мы тогда неподалёку от одной из шахт, угольный склад которой выходил в сторону посёлка. Вот там постоянно работал один, а иногда два таких бульдозера, подгребали уголь к крану, на котором был прицеплен ковш. Кран уже грузил уголь в вагоны.

Т-130. Челябинский бульдозер, знакомый с детства

Помню еще, звук работы двигателя такой, необычный был, с лёгким свистом. Дедушка говорил, что этот свист издает турбина, которая стоит на дизеле.

В свои 6-7 лет я уже представлял себе, что такое дизель. Кразы у нас были распространенным явлением. Но турбины у меня еще прочно ассоциировались с самолётными моторами, и я всё удивлялся – где ж там, в этом капоте всё помещается, и дизель, и турбина…

Т-130. Челябинский бульдозер, знакомый с детства

Впоследствии, где мне только эти трактора не встречались, а однажды даже поездить чуток удалось.

Т-130 один из самых распространенных тракторов, в его основе лежит конструкция легендарного Т-100, народное название «сотка» тоже поначалу перешло на новый бульдозер.

Т-130. Челябинский бульдозер, знакомый с детства

Это простой по конструкции трактор, с механической трансмиссией и полужесткой подвеской, доставшейся в наследство от «сотки». Для 70-х подвеска уже была устаревшей конструкции и не на всех грунтах позволяла трактору реализовать свой тяговый потенциал.

Т-130. Челябинский бульдозер, знакомый с детства

На бульдозер устанавливали два вида двигателей, до 81-го шел Д-130, а после, уже Д-160 мощностью 160 л.с., с тем самым турбокомпрессором. Оба мотора четырёхцилиндровые, водяного охлаждения. Запускался дизель зимой неважно, бензиновый «пускач» не всегда можно было запустить электростартером, и на морозе завести трактор было той еще задачей. Да и органы управления, не имеющие усилителей и сервомеханизмов, делали процесс управления бульдозером не самой лёгкой задачей.

Т-130. Челябинский бульдозер, знакомый с детства

Главным проблемным местом трансмиссии были бортовые фрикционы. Замена их – не самое лёгкое и приятное занятие.

Коробка передач четырёхвальная, 8 - ступенчатая, максимальная скорость движения – 12 км/час. Паспортный расход топлива - 236 г/кВт.ч, запас дизеля 290 литров, а масляный бак для гидросистемы рассчитан на 100 литров.

Т-130. Челябинский бульдозер, знакомый с детства

Стандартным оборудованием Т-130 является отвал (есть три вида, в зависимости от назначения бульдозера), но были версии изначально предназначавшиеся для трубоукладчиков, платформы для дизель-молота, забивающего сваи, болотоходная версия, специальная северная модификация.

Т-130. Челябинский бульдозер, знакомый с детства

Всего за 19 лет производства Челябинский тракторный завод выпустил более 240 тысяч этих тракторов, и несмотря на то, что производство их прекращено в 1988 году, они до сих пор трудятся в основном, в глубинке, и продаются на вторичном рынке подержанной спецтехники.

Кстати, предсерийные образцы имели округлый дизайн кабины и капота.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru и в Телеграм


ПОДЕЛИСЬ!