20 мая 2025 года в Государственную Думу был внесен законопроект, направленный на лишение прав виновников дорожно-транспортных происшествий.
В последнее время на дорогах растет число водителей, не имеющих полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Проблема в том, что если авария происходит с водителем, не имеющим полиса обязательного страхования автогражданской ответственности, то трудности возникают у пострадавшего. Если у пострадавшего имеется страховка ОСАГО, а у виновника аварии страховки нет, то закон об ОСАГО не предусматривает возмещения ущерба, причиненного транспортному средству пострадавшего. В этом случае страховая компания возместит ущерб жизни и здоровью только в том случае, если в результате аварии есть пострадавшие. Затем страховая компания взыскивает эту сумму в порядке возмещения с лица, виновного в аварии, и «сэкономила» на полисе.
Сумма формируется из компенсационного фонда Российского союза автострахования (РСА) и вычитается из каждого полиса ОСАГО. Фактически, если виновник аварии не приобретает полис обязательного страхования автогражданской ответственности, все остальные водители, которые соблюдают требования законодательства и приобретают обязательную страховку, будут «вносить свой вклад» в оплату страхования жизни и здоровья.
Что касается ущерба, нанесенного транспортному средству, то если виновник не возьмет на себя инициативу по возмещению ущерба, потерпевший может подать в суд только на самого виновника. Даже если суд вынесет решение в пользу потерпевшего, виновник ДТП, не имеющий полиса обязательного страхования автогражданской ответственности, может в течение многих лет уклоняться от исполнения решения суда, не выплачивая при этом причиненные убытки.
В связи с этим 20 мая 2025 года в Государственную Думу был внесен законопроект, в котором предлагаются меры по лишению ответственности лиц, виновных в дорожно-транспортных происшествиях, не исполняющих решение суда о возмещении ущерба после ДТП. Рекомендуется внести изменения в Закон «О порядке принудительного исполнения".
Согласно документу, в случае уклонения гражданина от возмещения имущественного ущерба, причиненного в результате ДТП, судебный пристав-исполнитель будет иметь право приостановить его право управления транспортным средством.
Предположительно, данная мера будет применяться только в том случае, если сумма задолженности по исполнительному листу о возмещении имущественного вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, превышает 100 тыс рублей.
Авторы поправки считают, что законопроект заполняет пробел в действующем законодательстве, который не позволяет применять к должникам, не исполняющим решения судов о возмещении ущерба от ДТП, эффективную меру принуждения — временное ограничение права управления транспортным средством.
Действующая редакция статьи 67-1 Федерального закона «О порядке исполнения судебных решений» предусматривает, что право управления транспортным средством может быть временно ограничено при исполнении ряда категорий наказаний, в том числе при взыскании алиментов и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Однако возмещение ущерба, причиненного дорожно-транспортными происшествиями, в данную категорию не входит.
На практике это означает, что виновник ДТП, который продолжает уклоняться от исполнения решения суда, по-прежнему сохраняет возможность управлять транспортным средством и не сталкивается с какими-либо реальными ограничениями.
В описании документа говорится: «Это особенно актуально для водителей из числа мигрантов и социально уязвимых групп. У этих людей обычно нет зарегистрированной собственности, официального дохода или банковских счетов, что делает существующие инструменты взыскания неэффективными.
Обратите внимание: 10 ноября 2022 года в Госдуму внесён законопроект, предусматривающий установку датчиков усталости на автомобили такси, автобусы и грузовики.
Для них характерно использование чужих банковских карт, аренда транспортных средств или регистрация транспортных средств на третьих лиц с целью уклонения от гражданской ответственности.Указанный риск возрастает, если водители указанных категорий сознательно не приобретают многокомпонентное страхование ответственности (ОСАГО), несмотря на то, что данное страхование является обязательным, тем самым перекладывая бремя возможного ущерба в первую очередь на плечи пострадавшего.
В связи с этим делегаты полагают, что государство и общество столкнулись с ситуацией, когда ни страхование, ни механизмы принудительного исполнения не могут восстановить нарушенные права граждан, пострадавших в результате несчастных случаев.
В качестве примера авторы законопроекта приводят недавнее решение Грязинского городского суда Липецкой области. Согласно решению суда, с лиц, причинивших материальный ущерб транспортному средству в результате ДТП, взыскана компенсация в размере 772 870 рублей и 341 316 руб. В результате было возбуждено исполнительное производство, которое впоследствии было прекращено из-за невозможности его исполнения. Судебный пристав-исполнитель не обнаружил на счетах должника движимого и недвижимого имущества, денежных средств и банковских вкладов, в связи с чем счел решение суда неисполнимым. В качестве меры принудительного взыскания был введен запрет на выезд за пределы Российской Федерации, однако данная мера не повлияла на устоявшийся образ жизни должников, не имеющих заграничного паспорта. Причиненный материальный ущерб до сих пор не возмещен.
Тот факт, что правонарушитель стал участником дорожно-транспортного происшествия, сам по себе доказывает, что ограничение прав на управление транспортным средством может быть эффективным способом принудительного исполнения судебных решений. Учитывая, что иные способы воздействия зачастую оказываются неэффективными, временное ограничение особых прав представляется достаточной, соразмерной и необходимой мерой для защиты интересов пострадавших граждан. Законопроектом также предлагается установить порог задолженности по убыткам, причиненным дорожно-транспортными происшествиями, в размере 100 тыс рублей, при этом задолженность ниже этой суммы не подпадает под действие меры. Такое различие соответствует принципу пропорциональности и позволяет избежать чрезмерного административного давления из-за меньших обязательств. В законопроекте говорится.
Авторы законопроекта полагают, что его принятие будет способствовать укреплению доверия общественности к судебной системе и государственным учреждениям, обеспечению справедливости для пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и поощрению более совершенного поведения на дорогах.
21 мая 2025 года законопроект направлен в профильный комитет Государственной Думы и в настоящее время готовится к первому чтению. После принятия поправка вступит в силу немедленно после обнародования в качестве федерального закона, подписанного Президентом.
Если вам необходимо приобрести или продлить полис ОСАГО, вы можете сравнить ценовые предложения на моем сайте и выбрать наиболее подходящий вариант.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: 20 мая 2025 года в Госдуму внесли законопроект о лишении прав виновников ДТП.