Автоперевозчики грузов должны будут записать себя в реестр

Коммерсантъ разбирался, как запланированные с 1 марта 2025 года нормативные изменения могут повлиять на российский рынок грузовых автомобильных перевозок. По новым правилам коммерческие перевозчики должны будут не только регистрировать свои грузовики, но и регистрировать их в специальном реестре. Соответствующий законопроект, внесенный в Госдуму, направлен на борьбу с серыми схемами уклонения от уплаты налогов и охватывает 60% грузовых перевозок. Однако участники рынка считают, что указанные требования слишком мягкие, а штрафы за их несоблюдение чрезмерны. Многих беспокоит сложность интеграции новых реестров с ИТ-системами, стабильность работы для большого количества пользователей и устойчивость к взлому.

Создание системы доступа на рынок грузовых автомобильных перевозок, которая недавно стала формально законодательно оформляться, обсуждается с момента отзыва лицензии, рассказал "Ъ" президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль. Однако он отметил, что эта инициатива в основном была заблокирована Минэкономики, главным образом потому, что она создала ненужную административную нагрузку на перевозчиков.

Позиция ФНС изменила ситуацию. "ФНС, которая начала уделять пристальное внимание рынку автомобильных перевозок примерно с 2019 года, столкнулась с огромными объемами уклонений от уплаты НДС и подоходного налога со стороны посредников между грузоотправителями и перевозчиками, реально перевозящими груз", - сказал он. Коваль.

8 апреля председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев издал распоряжение автомобильным грузовым перевозчикам зарегистрироваться в Едином электронном реестре (Гослог), куда будут вноситься данные о перевозчиках и транспортных средствах.Я внес законопроект, который сделает это обязательным.

При регистрации учитываются коммерческие перевозчики (получающие плату за обслуживание) и грузовые автомобили с максимальной массой более 3,5 тонн. Исключение из регистрации означает прекращение права перевозки товара.

Зарегистрированные юридические лица и индивидуальные предприниматели должны соблюдать все требования по содержанию транспорта в исправном техническом состоянии, проведению медицинских осмотров водителей и т.д. Самозанятым лицам разрешено осуществлять коммерческие перевозки только транспортными средствами массой от 2,5 до 3,5 тонн. Планируется, что этот закон вступит в силу 1 марта 2025 года.

В пояснении говорится, что грузовые перевозки, количество аварий на которых с момента отзыва лицензии в 2009 году увеличилось, не контролируются должным образом и компании необходимо лишь уведомить о начале транспортной деятельности. Однако даже это требование не выполнено: по состоянию на 2 апреля уведомления получены лишь от 46,1 тыс человек, или 20% от общего числа автовладельцев, а деятельность 80% транспортных компаний не регулируется иметь.

Согласно документу, по оценкам экспертов, более 60% грузовых перевозок осуществляется по серым схемам, когда владельцы грузовиков сдают свои машины в аренду частным лицам, чтобы снизить налоги и избежать ответственности.

Более половины грузовиков – 56,2% – зарегистрированы на частной регистрации. Налоговые поступления от легализации грузового транспорта оцениваются в 450 миллиардов рублей. Инструкции рассчитаны на каждый год.

Плееры обычно поддерживают создание реестра. По словам председателя Ассоциации автомобильных перевозчиков и транспортных операторов Вадима Филатова, рынок фрагментирован: на малые и средние компании с количеством автомобилей менее 50 приходится более 80% отрасли. "Еще много игроков, которые оптимизируют налоги и сборы и занимаются демпингом.

Обратите внимание: В США грузовик протаранил беспилотник «Форда».

Чтобы рынок развивался, необходимо повысить безопасность грузовых перевозок и прозрачность отрасли", - сказал он. Создание единого реестра экспедиторов и продление лицензий помогут решить эти проблемы, но не должны возлагать на компании дополнительную административную и финансовую нагрузку».

Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг российской компании FM Logistic, говорит, что появление электронных счетов-фактур и накладных сделало очевидным необходимость в интегрированной системе, способной точно обрабатывать весь транспортный поток.

Однако многие участники рынка отмечают недостатки законопроекта и сложности его реализации. По словам Тараса Коваля, основа механизма введения допусков взята из европейского регламента 1071/2009 и соответствующих национальных нормативных актов стран Евросоюза.

«Однако, как это часто бывает в истории российского дорожного законодательства, были внесены поправки, которые существенно изменили суть регулирования и поставили под вопрос жизнеспособность всего механизма», — указывает он.

Поэтому Коваль уточняет, что в большинстве стран ЕС компании, включенные в счет-фактуру, должны иметь лицензию. Европейская CMR может включать двух перевозчиков, которые несут солидарную ответственность. «Основной» перевозчик является держателем договора перевозки, а «последующий» перевозчик непосредственно осуществляет перевозку. "Многие об этом мечтают, но наш гражданский кодекс не предполагает такого плана", - говорит эксперт.

В Германии разрешения выдаются сроком на 10 лет, после чего документы полностью восстанавливаются. Предлагаемый проект не имеет ограничений по сроку зачисления. В странах ЕС транспортные менеджеры обязаны иметь специализированную квалификацию, и для соответствия этой квалификации, помимо знаний в области безопасности дорожного движения, они также должны пройти обучение по законам, коммерческому и финансовому управлению компаниями, техническим стандартам и т д. Должны сдать экзамен, технические операции и т д.

В этом проекте будут задействованы только ответственные эксперты по безопасности дорожного движения. ЕС строго определил транспортные стандарты в соответствии со своими потребностями, но они не включены в проект.

В ЕС, в отличие от предлагаемого порядка, страхование ответственности перевозчика является обязательным. Эксперты также отмечают, что в ЕС запретить осуществлять автотранспортную деятельность можно только физическим лицам, тогда как российский документ запрещает и юридическим лицам. "По мнению членов АТЭС, упомянутые здесь разногласия решат лишь часть проблемы и не повлияют на развитие автотранспортного рынка", - резюмирует Коваль.

Эдуард Миронов считает, что при разработке новой системы важно обеспечить совместимость с существующей в компании системой управления транспортом (СУТ). "Оптимизация процессов не будет достигнута, если для ввода данных в новую систему потребуется дополнительный персонал. Как следует из текста законопроекта, транспортные средства должны быть закреплены за конкретной компанией", - поясняет генеральный директор Delco Санжар Ашралиев. "Поэтому при оформлении техники в аренду перевозчик должен внести транспортное средство в базу данных, связанную с этим юридическим лицом. Это также зависит от скорости процесса».

«Если законопроект будет принят в нынешнем виде, для ведения реестра потребуются дополнительные ресурсы», — заявил директор по развитию логистического бизнеса «СОТА» Игорь Чернышев. — В то же время, когда к ресурсам одновременно обращается большое количество пользователей, база данных может просто «зависнуть», как мы знаем на практике. Это не сулит нам ничего хорошего. Кроме того, «мы не можем игнорировать вопрос защиты данных», — подчеркивает он».

Наталья Сколлигина

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Автоперевозчики грузов должны будут записать себя в реестр.