Возвращение штрафов за превышение средней скорости не нашло поддержки в полиции

МВД РФ выступает против возврата к практике наложения штрафов за превышение средней скорости и за нарушения в работе информационных табло и знаков переменной информации, установленных на автомагистралях. Соответствующие изменения в правилах дорожного движения ранее предлагало Минтранс РФ. Эксперты и юристы по-разному оценивают эти инициативы. Подробности — в статье «Известий».

Полиция на стороне водителей

МВД РФ не поддерживает возврат штрафов за превышение скорости, а также за нарушение регламента времени на табло и знаках переменной информации. Об этом заявила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

"Хочу сказать всем автомобилистам страны: МВД России категорически против привлечения водителей к ответственности на основании определения средней скорости, а также ограничений по времени на информационных табло и знаках", - подчеркнула Ирина Волк.

Как ранее сообщали "Известия", Минтранс РФ подготовил поправки в правила дорожного движения, которые предусматривают возобновление практики наложения штрафов за превышение средней скорости. В ведомстве уточнили понятие средней скорости. Под этим предлагается понимать «величину, равную отношению длины участка дороги с фиксированным ограничением скорости к времени, затрачиваемому транспортным средством на преодоление этого участка».

В МВД РФ подчеркивают, что осенью 2019 года Верховный суд РФ указал на ряд нерешенных вопросов, связанных со средней скоростью. В ведомстве напоминают, что "в настоящее время администрирование правонарушений не осуществляется на основании данных автоматических систем фото- и видеофиксации, измеряющих среднюю скорость транспортных средств».

Штраф с переменной

Минтранс РФ также разработал проект постановления правительства, регламентирующий правила размещения стационарных, передвижных или передвижных средств фиксации нарушений ПДД. Данным документом, среди прочих мер, допускается "передача данных, формируемых в результате регистрации нарушений требований, установленных дорожными знаками, отображаемыми на табло динамической информации и (или) знаке переменной информации, осуществляемой с приложением фотографических изображений" материалов транспортного средства на месте регистрации, а также установку на месте динамического информационного табло и (или) знака изменяемой информации с обязательным отображением требования, изложенного на таком табло или знаке».

Иными словами, это позволит размещать камеры на автомагистралях, оборудованных информационными табло и знаками переменной информации, и на основании данных, полученных от таких комплексов, штрафовать водителей за нарушение указаний информационного табло и знаков "переменной" информации.

МВД России также не поддерживает данный проект постановления правительства и выступает против этих нововведений.

«Он (проект постановления правительства – Ред.) содержит положения, которые могут способствовать возникновению спорных ситуаций на дороге, и вводит чрезмерные административные ограничения для водителей», – говорится в сообщении, размещенном на портале МВД Медиа».

К средней скорости есть вопросы

Опрошенные "Известиями" эксперты неоднозначно отреагировали на предложение возобновить контроль средней скорости. По мнению председателя Всероссийского общества автомобилистов Валерия Солдунова, введение штрафов за превышение средней скорости преждевременно.

«Мы абсолютно поддерживаем безопасность дорожного движения и поддерживаем инициативы, направленные на снижение аварийности на наших дорогах и повышение правовой грамотности водителей и пешеходов. Однако практика наложения штрафов за превышение средней скорости показала, что в этом вопросе еще много проблемных и нерешенных вопросов.

Обратите внимание: Хот-хэтч Seat Leon соревнуется в скорости с копьем: Видео.

Район. Разумеется, ответственность должен нести водитель, превышающий скорость. Однако добиться этого можно и без использования камер, фиксирующих скорость выше средней, - отметил он в интервью "Известиям».

От практики штрафования за превышение средней скорости отказались отчасти потому, что она противоречила действующему законодательству, напоминает юрист движения "Свобода выбора" Сергей Радько. Он отмечает, что регистрация превышения средней скорости происходит в абстрактное время, на абстрактном участке дороги, несмотря на то, что законодательство требует четкого указания времени и места совершения правонарушения.

- Штраф за среднюю скорость - это, если проводить аналогии с уголовным законом, фактически то же самое, что наказать человека за то, что он "где-то что-то украл", - говорит юрист.

Кроме того, введение предупреждения за превышение средней скорости может привести к тому, что автомобилист получит два штрафа за одно и то же правонарушение, считает Сергей Радько. Это возможно, если на участке, где камеры выполняют функции регистраторов превышения средней скорости, также будут установлены устройства, контролирующие соблюдение скоростного режима «в моменте», отмечает юрист.

Иной точки зрения придерживается вице-президент Национального автомобильного союза (НАУ) Ян Хайцер. По его мнению, возвращение штрафов за среднюю скорость сделает движение на магистралях более плавным и равномерным.

— Контроль средней скорости направлен в первую очередь на борьбу с нарушителями, которые тормозят перед камерой, а затем быстро снова ее набирают для следующего набора записей о нарушении ПДД. Это не только влияет на общую скорость движения, но и полно аварий», - отметил он.

За табло не штрафовать

Что касается предложения Минтранса привлечь водителей к ответственности за нарушение информационных табло и знаков с изменяемой информацией, то все эксперты были против этой инициативы.

По мнению Валерия Солдунова, его принятие приведет к появлению «дорожных ловушек», аналогичных «забытым» временным дорожным знакам на ремонтируемом участке дороги.

— Временное снижение скорости отображается на информационных табло и знаках переменной информации в первую очередь, когда этого требуют погодные условия или дорожные условия. Кто даст гарантию, что после нормализации ситуации данные с таких мониторов, а главное, «скоростные» настройки камеры вернутся к исходным значениям? Полностью исключить ситуацию, когда на знаках будет одно значение скорости, а на камерах — другое», — рассказал «Известиям» председатель Всероссийского общества автомобилистов.

Введение штрафов за несоблюдение информационных табло и знаков изменяемой информации сопряжено с множеством юридических моментов, которые пока не урегулированы, говорит Сергей Радько.

— Непонятно, что делать в ситуации, когда новое значение скорости отображается сразу после того, как автомобилист проехал такой знак и при этом попал в поле зрения камеры? Получается, что в данном случае водитель не знал о нижнем пределе скорости, а значит, необходимо как-то отсеивать такие транспортные средства. Кроме того, возникают вопросы по синхронизации данных табло и параметров камер», — отметил юрист.

Если предложение Минтранса об информационных табло и знаках изменяемой информации все же будет принято, это приведет к большому количеству спорных ситуаций и претензий со стороны автомобилистов по поводу работы камер, фиксирующих подобные нарушения, полагает Сергей Радько.

Табло и знаки переменной информации, установленные на ряде автомагистралей, носят в первую очередь предупредительный и информационный характер, - говорит член Общественного совета МВД РФ Игорь Моржаретто.

«Контролировать за соблюдением скоростного режима, указанного на таких табло, и штрафовать водителей, использующих камеры для ускорения движения, на мой взгляд, нецелесообразно», — заявил он «Известиям».

Ян Хейзер разделяет аналогичную точку зрения. Он также считает, что подобные знаки являются лишь предупреждением для водителей и не нужно вводить штрафы за несоблюдение этих предупреждений.

В Минтрансе РФ не смогли сразу ответить на запрос "Известий" относительно законодательных инициатив.

Кирилл Сазонов

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Возвращение штрафов за превышение средней скорости не нашло поддержки в полиции.