Авто Mail

Мобильный телефон стал частью нашей жизни. Более того, основная функция – совершение и прием звонков – постепенно отошла на второй план с развитием технологий и появлением новых форматов связи. Современный смартфон – это мобильный офис, с помощью которого можно решать множество рабочих и повседневных проблем в пути. Все было бы хорошо, если бы это не было опасно в ряде ситуаций. Сегодня мы поговорим о «мобильных» рисках, связанных с дорожным движением, а точнее, с его безопасностью.

Отвлечение внимания — причина каждого пятого ДТП с пострадавшими

Смартфон по-прежнему остается одним из важнейших отвлекающих факторов от наблюдения за дорожной ситуацией. Это видно, так сказать, невооруженным глазом. Достаточно взглянуть на окружающие машины, пока вы топчетесь в пробке. Каждый третий водитель смотрит в экран. Социальные сети, мессенджеры, навигаторы и другие мобильные приложения – все это существенно отвлекает наше внимание и увеличивает риск попасть в аварию.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения утверждают, что разговор по телефону увеличивает риск попасть в аварию в четыре раза, а текстовые сообщения увеличивают риск попасть в аварию в двадцать раз.

По данным исследователей, каждое пятое ДТП происходит из-за того, что участник дорожного движения отвлекся от наблюдения за окружающей средой посторонними действиями. И это касается не только водителей, но и пешеходов.

Результаты таких исследований в нашей стране не опубликованы, но даже официальная статистика указывает на то, что проблема существует. Итак, в тот момент, когда я разговаривал по телефону, в прошлом году произошло 89 несчастных случаев, в которых 19 человек погибли и 106 получили ранения.

При этом совершенно очевидно, что львиная доля подобных фактов была скрыта от статистики, ведь вряд ли сам водитель признает, что причиной ДТП стало отвлечение на телефон. Как говорят в таких случаях, нарушение имеет высокий уровень латентности.

За разговор по телефону без хэндс-фри оштрафуют на 1500 рублей

Более показательны цифры, характеризующие правоприменительную практику. Напомним, что российские правила дорожного движения (п. 2.7) запрещают водителю «пользоваться во время вождения телефоном, не оснащенным техническим устройством, позволяющим вести переговоры в режиме громкой связи».

За нарушения вас оштрафуют на полторы тысячи рублей в соответствии со статьей 12.36.1 КоАП РФ. В прошлом году было принято почти 129 тысяч решений о привлечении к ответственности.

Большую часть из них инспекторы ГИБДД идентифицировали визуально, но постепенно к этой работе подключается искусственный интеллект, вооруженный автоматическими камерами. Технология научилась идентифицировать человека за рулем, который пользуется телефоном без громкой связи, то есть держит его в руке. За год было выписано более 8 тысяч таких штрафов.

Однако доказать такое нарушение непросто. По этой причине существующее правоприменение в отношении водителей с телефоном в руках достаточно неоднородно, и юристы до сих пор спорят о том, что считать нарушением, а что нет.

По большому счету, то, что человек подносит трубку к уху, не означает, что он использует ее по назначению, то есть разговаривает. Еще более спорная ситуация с использованием гаджета для других задач. Например, для общения с помощью мгновенных сообщений или серфинга в Интернете. Как мы помним, это в пять раз опаснее, чем разговаривать, потому что приходится надолго отводить взгляд от дороги.

Однако формулировка ПДД и соответствующая диспозиция статьи 12.36.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (использование водителем телефона во время управления транспортным средством, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук) — намеки на то, что мы все-таки говорим о разговоре. Согласен, нет смысла пользоваться громкой связью, если водитель пишет СМС. Разве что, чтобы продиктовать текст или отправить голосовое сообщение.

Использование смартфона в качестве навигатора — это тоже повод для штрафа

Учитывая имеющиеся разногласия, чтобы свести к минимуму вероятность обжалования решения, на фотографиях нарушителей, связанных с «письмами счастья», обязательным условием является характерное положение руки с телефоном у уха. Как показывает практика, камеры научились это делать достаточно безопасно, а количество ошибок минимально.

А вот для визуального обнаружения злоумышленника такого требования нет. Все остается на усмотрение инспектора, который сам вправе оценить как способ использования гаджета, так и реальную угрозу безопасности дорожного движения. Он может предъявить обвинение в нарушении правил пользования телефоном даже в том случае, если телефон не находился близко к уху. В этом смысле есть вероятность оштрафовать даже за использование навигатора. Несмотря на высокую степень субъективизма при рассмотрении подобных административных дел, 90% штрафов по статье 12.36.1 водители оплачивают без претензий.

Кстати, понимая, что телефон в машине — существенный фактор риска, за рубежом пошли дальше, постепенно ужесточая требования. Например, во Франции разрешена только система громкой связи, интегрированная в конструкцию автомобиля. За использование наушников вас также оштрафуют и начислят штрафные баллы. Это связано с тем, что такая система все же не устраняет риски полностью, а лишь в определенной степени снижает их. При этом водителю все равно приходится отвлекаться на поиск нужного абонента, набор номера и тому подобное. В этом смысле бортовая система более эффективна и, следовательно, безопаснее.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Авто Mail.