Пошаговая инструкция для новичков, как самостоятельно поменять колесо на автомобиле с видео

Смена шин – казалось бы, рутинная задача для большинства автомобилистов. Но в действительности возникают ситуации, когда водители сталкиваются с трудностями в этом вопросе. Одни сомневаются в правильности алгоритма действий, другие не обзавелись необходимым оборудованием, третьи боятся испачкаться или повредить машину. Поменять шины на автомобиле самостоятельно довольно легко, если соблюдать простые правила.

Какие инструменты понадобятся для замены колеса

Чтобы поменять колесо, нужны вещи, которые обычно находятся в багажнике водителя.

Запасное колесо или «докатка» (малое аварийное колесо)
Джек
Противооткатные упоры
Баллонный ключ
Ключ или переходник для предохранительных замков (при наличии)
Фонарик
Насос
Перчатки
Тряпки и ручные шайбы

Шина может порваться и в самый неподходящий момент – например, когда вы едете на деловую встречу в костюме. Ковер из салона автомобиля во всех случаях можно использовать как подстилку, на которую можно опереться коленями.

Пошаговая инструкция для новичков как самостоятельно поменять колесо на автомобиле

Независимо от скорости, на которой произошел прокол или разрыв шины, самое главное – не паниковать. Мы плавно снижаем скорость, включаем сигнальные огни и идем к обочине.

Выберите безопасное место для остановки

Съехать на обочину и включить аварийку. Если есть возможность, выберите место с хорошей видимостью.

Зафиксируйте автомобиль, чтобы он не скатывался

Убедившись, что автомобиль припаркован в безопасном месте, переведите рычаг переключения передач в положение P (Парковка), если у вас автомобиль с автоматической коробкой передач, или включите первую или заднюю передачу на автомобилях с механической коробкой передач. Остановите двигатель и включите ручной тормоз. Для закрепления автомобиля желательно использовать тормозные колодки. В худшем случае подойдут камни, кирпичи, пруты или плиты. Размещаем их преимущественно под колесом, которое расположено по диагонали от поврежденной шины.

Ослабьте крепеж

Для этого понадобятся инструменты, которые должны быть у каждого автомобилиста. Закрепив автомобиль, подготовьте колесо. Если используются штампованные пластины с декоративными колпаками, снимите эти колпачки. В случае с легкосплавными дисками, чтобы добраться до креплений, иногда приходится снимать декоративные колпачки с гаек или ослаблять колодки ступиц. В обоих случаях без отвертки обойтись сложно.

Получив доступ к креплениям, ослабьте гайки или болты на колесе. Достаточно провернуть их буквально на пол-оборота колесным ключом. Если крепление не поддается, можно нажать ногой, но равномерно, избегая ударных сил. Если закисли сцепления, поможет жидкий ключ или «вездесущая» смазка WD-40. Отвернув болты или гайки, поставьте домкрат на твердую поверхность, приподнимите автомобиль на 10–15 см и подложите под днище автомобиля запасное колесо. Так будет тише. Ведь если машина упадет с домкрата, она упадет не на ступицу или тормозной диск, а на порог «запаски».

Установите домкрат

Убедитесь, что домкрат стоит на твердой и ровной поверхности. Если вы никогда не меняли колесо, первое, что вам нужно сделать, это заглянуть в руководство по эксплуатации вашего автомобиля, чтобы узнать, где именно под днищем должен быть установлен домкрат.

В руководстве пользователя наглядно показано (с иллюстрациями), где расположены проушины домкрата, а также как пользоваться этим устройством. В разных моделях этот функционал реализован по-разному. В большинстве случаев под стопором выделяются усиленные части порогов. Их можно узнать по специальным углублениям, отверстиям или «домикам». Подобные технологические платформы также можно спрятать под пластиковыми крышками. Если просто подставить домкрат под днище, велик риск размять как само днище, так и пороги.

Поднимите колесо

Поднимите колесо с помощью домкрата.

Открутите гайки

Будьте осторожны, не сорвать нитки

Замените колесо

Снимите проколотое колесо и установите на его место запасное колесо или шину.

Проверьте крепеж

Визуально проверьте все крепления и убедитесь, что они затянуты.

Опустите машину с домкрата

Не торопись. Опускать автомобиль необходимо медленно и осторожно, чтобы не повредить его.

Если движение по каким-либо причинам оказывается невозможным (например, полностью разрушены шины или треснул диск), мы останавливаемся на своей полосе, надеваем светоотражающий жилет и как можно быстрее ставим позади автомобиля знак аварийной остановки.

Подъезжая к обочине, мы ищем самый ровный и твердый (не рыхлый) участок дороги, а также ставим позади автомобиля знак аварийной остановки. В населенных пунктах этот красный треугольник необходимо размещать в 15 метрах от «кормовой части» вашего автомобиля, на проселочной дороге – в 30 метрах.

Не останавливайтесь в местах с ограниченной видимостью, например, на слепых поворотах или сразу после подъема, так как это опасно.

Вопросы и ответы

При самостоятельной замене колес могут возникнуть и другие вопросы. Отвечаем на самые распространенные из них.

Как проверить колесо после самостоятельной замены?

Поменяв колесо самостоятельно, произведите визуальный осмотр и убедитесь, что крепления надежно установлены. Кроме того, необходимо проверить давление в шинах – оно не должно быть слишком большим или слишком низким. Как проверить давление в шинах? Об этом мы подробно говорили в этом материале.

Также рекомендуем осмотреть установленную шину на наличие царапин и других повреждений.

На что обратить особое внимание при самостоятельной замене колеса?

Прежде чем использовать домкрат, убедитесь, что он не имеет повреждений и серьезных признаков износа. Если при подъеме домкрат начинает двигаться неравномерно, трескается, вибрирует или смещается, как можно быстрее опустите кузов и определите причину проблемы. Часто проблема в том, что площадка для домкрата неровная или шаткая. В этом случае нужно отрегулировать положение домкрата, чтобы он был ровным.

Часто выйти из ситуации помогает доска, подложенная под низ домкрата. Подняв автомобиль, немного покачайте его, чтобы убедиться, что он надежно закреплен. Чтобы минимизировать риск, можно использовать специальные подставки.

Обратите внимание: Лада Калина универсал 2018 цена и комплектация, фото, видео, характеристики.

Речь идет о специальных регулируемых стойках.

Какие бывают домкраты для «легковушек»?

Большинство домкратов делятся на три основные категории: механические, гидравлические и пневматические. По конструкции домкраты делятся на винтовые, реечные, бутылочные, подкатные и надувные. Винтовые и реечные подъемники представляют собой чисто механические устройства; подъемники для бутылок и рулонов используют гидравлику; надувные подъемники работают на основе надувных подушек.

При этом большинство легковых автомобилей оборудовано удобными, легкими и компактными домкратами ромбической формы (разновидность винтовых домкратов). Такое устройство состоит из четырех рычагов и винта, соединяющего боковые точки ромба. При вращении винта верхняя и нижняя часть домкрата раздвигаются, и корпус поднимается. К сожалению, алмазные домкраты имеют ограничения по весу. Как правило, они способны поднять кузов массой 1-1,5 тонны. К недостаткам также можно отнести низкую устойчивость на неровной поверхности и небольшую опорную пятку.

В чем может быть опасность при самостоятельной замене колеса?

Имеет смысл заранее проверить давление в запаске и при необходимости подкачать шину. Сделав это, прижимаем новое колесо к креплению так, чтобы технологические отверстия совпали. Это будет проще сделать на моделях, где на ступице есть направляющие.

Если колесо установлено только на резьбовых шпильках, будьте осторожны, чтобы не сломать резьбу. Затем гайки или болты необходимо сначала затянуть вручную по диагонали или крест-накрест, чтобы колесо не прокручивалось. Теперь затяните крепления ключом с некоторым усилием, чтобы машина не слетела с домкрата. Опустите автомобиль на землю с помощью рукоятки домкрата и только теперь окончательно затяните болты как можно крепче.

Какие особенности при замене колеса стоит учитывать зимой?

Безопасность при замене шин является важным аспектом, который следует учитывать при любом обслуживании или ремонте автомобиля.

1. Используйте светоотражающий жилет. При работе на дороге или вблизи нее, особенно в условиях плохой видимости зимой, надевайте светоотражающий жилет. Это поможет водителям заметить вас и не сбить.

2. Когда автомобиль поднят, не засовывайте руки в арки. Домкрат, установленный на скользкой поверхности, может ослабнуть и привести к повреждению.

3. Не лежите под поднятым автомобилем. Поднимая автомобиль на домкрат, не пытайтесь залезть под него или лечь под него. В любой момент он может сломаться, что может привести к опасным последствиям.

4. Не раскачивайте поддомкраченную машину. Если вы поднимаете автомобиль домкратом, не пытайтесь опрокинуть его или запрыгнуть на него. Это может привести к нестабильности домкрата и падению автомобиля.

5. Ни при каких обстоятельствах нельзя смазывать крепежные детали маслом, смазкой или другими смазками. Нанесение неправильной смазки на резьбу может привести к недостаточной или чрезмерной затяжке болтов или гаек. Это может привести к ошибкам в резьбе и дополнительным затратам на замену крепежа или даже ступицы.

6. Если на резьбе имеется смазка, перед затяжкой ее необходимо удалить. Это поможет избежать проблем в будущем и обеспечить надежную фиксацию креплений колес.

Особенности установки и использования «докаток»

«Докатка» — запасное колесо, размеры колес и шин которого отличаются от штатных. Такое маленькое колесо рекомендуется устанавливать исключительно на заднюю ось. Причем такая операция в некоторых случаях возможна только при двойной перестановке колес. Если не следовать инструкции, например, зимой с установленным спереди «катким», можно столкнуться с рядом проблем – от ухудшения управляемости до невозможности «взять» плавный и крутой подъем.

В любом случае, если вместо запасного колеса вам пришлось установить запаску, необходимо следовать рекомендациям, указанным в ПДД и руководствах по эксплуатации автомобиля. В последнем случае не рекомендуется двигаться со скоростью выше 50–80 км/ч (в зависимости от модели), а расстояние не должно превышать 80–100 км.

Как следует менять колесо на больших SUV?

Если у вас автомобиль повышенной проходимости, например рамный внедорожник с неразрезными мостами, подставить домкрат под соответствующую площадку у порога иногда проблематично. В некоторых случаях высоты домкрата может не хватить или вы просто не сможете вывесить колесо из-за большого хода подвески. Поэтому при замене колеса, например на проселочной дороге, на больших внедорожниках домкрат ставят либо под гнездо оси, либо под нижний рычаг подвески. Причем для таких целей используется не легкий ромбовидный домкрат, а более мощный и надежный реечный винтовой домкрат. В этом случае домкрат ставят как можно ближе к внутренней части колеса. Не ставьте домкрат под корпус шестерни моста. При этом может подняться вся передняя ось, то есть сразу два колеса.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Пошаговая инструкция для новичков, как самостоятельно поменять колесо на автомобиле с видео.