В годы СССР в автопроме сложилась парадоксальная ситуация

РАФ-2203 «Латвия»

Те, кто застал восьмидесятые и девяностые, хорошо помнят пейзаж городских улиц и его неотъемлемую часть — элегантный фургон Рижского автобусного завода на агрегатах ГАЗ-24 «Волга» и обычно ярко-синего цвета с белыми полосами.

«Рафики» (1975-1997) работал в такси (стандартный двенадцатиместный автомобиль) и в машине скорой помощи, доставлялся в теплые страны, успел попробовать себя в образе «гаишника». Более того, они даже устроили пикет на Олимпиаде 1980 года!

Чести сопровождать Олимпийский огонь удостоилась спецверсия РАФ-2907, двухместный автомобиль 2909 служил средством поддержки участников велогонки, а судьи разъезжали на электромобиле РАФ-2910. Тема электрификации была разработана еще в семидесятые годы — когда разработали короткобазный переднеприводный 2204 с 22-киловаттным двигателем постоянного тока, позволявшим развивать скорость до 70 км/ч.

Barkas B1000

Микроавтобус компании VEB Barkas-Werke из восточногерманского города Карл-Маркс-Штадт (ныне Хемниц) — совсем другая история. Он настоящий долгожитель, сходил с конвейера с 1961 по 1991 год, запомнился очень гармоничной внешностью и выделялся прогрессивностью на фоне рижских моделей. Компоновка не классическая, а переднеприводная с независимой торсионной подвеской на диагональных рычагах спереди и продольных сзади.

При довольно скромных габаритах (длина — 4595 мм, ширина — 1675 мм, высота — 2600 мм) «Баркас» порадовал достаточно вместительным грузовым отсеком с низким полом. На его основе было сделано множество модификаций, в том числе металлический фургон, шасси, лестница, скорая помощь, пожарная машина.

Явным недостатком считалась весьма условная мощность. Первоначально был установлен 28-сильный трехцилиндровый двухтактник объемом 900 куб см от легкового автомобиля Wartburg-311, который практически сразу уступил место 991-кубовому (42 л.с.). В конце шестидесятых годов завод построил опытный образец с двигателем «Москвич-412», но отсутствие агрегатов помешало ему стать серийным.

Nysa

Польский автобус от ZSD (Zakład Samochodów Dostawczych, Завод транспортных средств доставки) просуществовал еще дольше — сборка началась в 1957 году и продолжалась почти до середины девяностых. В советский период автопроизводители лепили технику из того, что было под рукой, поэтому лицензионная копия ГАЗ-М-20 «Победа» по имени ФСО Варшава делила начинку с «Нысой». В частности, устанавливалась 2,1-литровая «четверка».

Несложная машина показала себя надежно и поставлялась не только в СССР, ГДР, Чехословакию и Венгрию, но и в некоторые страны Юго-Восточной Азии, на Кубу и в Турцию. Например, у нас было немало Nysa M521 и M522.

Żuk

Соотечественник Nysa выпускался на люблинском заводе FSC (Fabryka Samochodów Ciężarowych) с 1959 по 1998 год и оснащался «варшавским» двигателем и коробкой передач. Странное название (в переводе «жук») он получил из-за полосатой окраски первого прототипа, напоминающей колорадского жука.

В отличие от прототипа из мира насекомых машина давала значительные преимущества. Как и другие фургоны из стран соцлагеря, Жук существовал в разных модификациях. Например, в виде цельнометаллических и легковых и грузовых автомобилей, бортовых автомобилей и специальной техники. Было выпущено 587 тысяч «жуков».

«Старт»

Один из самых необычных и редких микроавтобусов был разработан в начале шестидесятых годов не крупным заводом, а Северодонецкой авторемонтной базой (САРБ) и местным производственным объединением «Стеклопластик». На внешний вид сильно повлиял американский аэрокосмический стиль: Start так старался выглядеть как большой седан, что у него появился собственный багажник. Из-за этой особенности автомобиль кажется состоящим из двух разных частей. Габариты тоже весьма заграничные: длина — 5500 мм, ширина — 1900 мм, высота — 2000 мм. Первый экземпляр был оборудован с туристическим уклоном: в салоне три удобных дивана и тумба для мытья посуды, а в багажнике — раковина.

В конструкции использовались агрегаты от ГАЗ-21 «Волга», но сложные в производстве стеклопластиковые кузова на сварной раме не способствовали простоте изготовления и массовости производства. Позже выяснилось, что материал панелей кузова не выдерживает экстремальных температур.

Как ни странно, «Старт» кочевал с завода на завод, с 1963 по 1970 год его собирали в четырех местах. Финальная серия от Донецкой автобазы треста «Главдонбасстрой» получила название «Донбасс». По некоторым данным, всего было выпущено более 150 микроавтобусов.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: В годы СССР в автопроме сложилась парадоксальная ситуация.