Чего только не придумают эти русские чтобы не строить дороги! Это выражение воистину подошло бы к облику машины, которую я недавно увидел в военно-техническом музее в Черноголовке. Инженерная мысль конструкторов 60-х годов воистину не знала границ в своей смелости и отчасти - в безумии технических решений.

Колёсная техника на бездорожье имеет значительное количество ограничений, мешающих реализовать максимум проходимости. Гусеничная - сложна конструктивно и обладает избыточной массой. Да и с зацепом за жидкий или сыпучий грунт тоже есть определённые проблемы. Все же видели ролики с застрявшими танками на YouTube?

Точку в споре "Колёса или гусеницы?" поставили советские конструкторы. Они выяснили: это шнек от мясорубки!

Само по себе изобретение это не новое, и было описано ещё Архимедом, и активно использовалось на кухнях всего мира не одно столетие, но инженеры ЗИЛа умудрились создать крупнейший из известных в мире шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-4904. Машина весила более 7 тонн и могла взять на борт до 2 500 килограммов груза.

Шнекоход:
ЗИЛ-4904

Машина создавалась как средство преодоления тотального бездорожья, где тонет и колёсная и гусеничная техника. Целевая аудитория - спасатели, геологи, нефтяники, и другие покорители бескрайних просторов СССР.

В отличие от гусениц алюминиевые шнеки, столь массивные на вид, обладают положительной плавучестью, и позволяют вездеходу передвигаться по воде так же уверенно, как и по суше. Принципы управления шнекороторным агрегатом были сродни вождению трактора. Он тоже мог двигаться вперёд и назад, разворачиваться на одной точке, но в отличие от гусеничной техники, мог ещё и ехать боком, заставив шнеки вращаться в одну сторону, за счёт чего маневренность этого аппарата не имела себе равных.

Минус у конструкции был один, но радикальный: она была не сильно быстрее пешехода, и развивала всего 16 км/ч по снегу, 10 - по воде, и 7,5 - по болотистой почве. Передвигаться по дорогам общего пользования на вездеходе можно было только если надо было разрушить их перед очередным нашествием вражеских орд. Зато по бездорожью можно было ехать хоть и медленно, но абсолютно везде. А по асфальту и на прицепе можно доехать.

Более того, чем более сложная, жидкая, и липкая поверхность под ЗИЛ-4904 - тем лучше сцепление шнеков с поверхностью. Самая неудобная поверхность для такой конструкции - асфальт или лёд.

В серию эта конструкция так и не пошла в силу того, что даже в России не так много мест, где объективно надо перемещаться на подобных машинах. Да и природе он вредит очень сильно, разрывая шнеками корневую систему и перемалывая грунты как в мясорубке. Но несмотря на это попытки построить подобные вездеходы и подружить их с перемещением по асфальту проводятся до сих пор: очень уж заманчива идея тотальной проходимости.

А ещё идея передвижения на шнеках нашла неожиданное применение в подводных роботах: дно водоёмов - отличная поверхность для подобного вида транспорта.

Шнекоход:
Подводный шнекоход

Не забывайте подписаться на канал, впереди ещё много интересного!


ПОДЕЛИСЬ!